"Весёлая азбука"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая азбука» для детей 5-6 лет представлена по направлению - «Подготовка к обучению грамоте», составленная и разработанная на основе программ и пособий: Колесниковой Е.В. «От звука к букве».
Построение программы и наглядного методического обеспечения позволяет вносить изменения, исходя из возможностей детей, и педагога. Для прочного усвоения материала используются рабочие тетради на печатной основе с игровыми заданиями для ребенка, которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по усвоению программного материала.
Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей умений ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности.
Программа занятий
№ п/п | Тема | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | Формирование правил поведения на занятии знакомство со звуком, знакомство с буквами. Сравнение звука и буквы. Знакомство с рабочими тетрадями |
Игра «Где звенит колокольчик», «Какие звуки ты слышишь», физкультминутка «Посадили дети березку» Игра: «Заштрихуй дорожку», Игра «Звук, буква» |
2 |
Формы контроля Вводная диагностика Открытое занятие «Фея букв» |
Объяснение выполнения правил заданий, упражнений. |
Выполнение заданий «Посмотри на картинки и составь предложение», «Определи, какой звук назван и раскрась соответствующим цветом квадрат». «Посмотри на предложение и напиши так же». «Где спрятался звук», «Определи ударный звук» |
3 | Звук «А» и буква А | Графическое изображение звука «А». объяснение место звука и буквы в слове. | Рисование матрешек, написание буквы А в клетке, игра «Место звука в слове» |
4 | Звук «О» и буква О | Графическое изображение звука «О». Игра «Схема-слово» | рисование мячей, написание буквы «О» в клетке. Игра «Схема-слово» |
5 | Звук «У» и буква У | Графическое изображение звука «У». Игра «Соедини правильно» | рисование крючков, написание буквы У. Игра «Соедини правильно» |
6 | Звук «Ы» и буквы Ы | Графическое изображение звука «Ы». | игры «Слово, схема», «Ну-ка, буква, отзовись» |
7 | Звук «Э» и буква Э | Игры «Закончи предложение» | Написание буквы Э в клетке. Игра «Напиши правильно», «Кто больше» |
8 | Закрепление пройденного материала | Игры «Кто в каком домике живет» | Написание и чтение слов АУ, УА. «Закрась правильно», «Звуки и буквы» |
9 | Моя любимая гласная буква (лепка) | Постановка проблемы, объяснение задания. | Творческая работа детей |
10 | Звук «Л» и буква Л | Графическое изображение звука «Л» | Написание буквы Л, чтение слогов. Игры «Схема-слово», «Раздели правильно». |
11 | Звук «М» и буква М | Графическое изображение звука «М». Знакомство с ударением. | Игры «Загадки и отгадки», «Слоговые домики». Чтение слов «мама», «мыло». Написание буквы М, чтение слогов. |
12 | Звук «Н» и буква Н | Графическое изображение буквы Н | Написание буквы Н, чтение слогов. Игры «Соедини правильно», «Подскажи словечко», «Слово, схема, предмет» |
13 | Звук «Р» и буква Р | Знакомство с предложением, чтение предложения. | Написание буквы Р, чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги» |
14 | Закрепление пройденного материала | Объяснение заданий | Игры «Звук потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно», «Звук и буква» |
15 | Моя любимая согласная буква (творческая работа) | Постановка проблемы, объяснение задания. | Творческая работа детей. |
16 |
Формы контроля Открытое занятие «Фея букв» Промежуточная диагностика |
Объяснение выполнения правил заданий, упражнений, игр. |
Выполнение заданий «Посмотри на картинки и составь предложение», «Определи, какой звук назван и раскрась соответствующим цветом квадрат» «Посмотри на предложение и напиши так же» «Где спрятался звук» «Определи ударный звук» |
17 | Буква Я, написание буквы Я | знакомство с твердыми и мягкими согласными | Чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку». Чтение предложения и его графическая запись. |
18 | Буква Ю, написание буквы Ю | Закрепление твердые и мягкие согласные. Знакомство с графической записью | Чтение слогов. Игры «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика». Чтение слов |
19 | Буква Е, написание буквы Е | Составление предложения и его графическая запись | Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». |
20 | Буква Ё, написание буквы Ё | Знакомство с буквой Ё. | Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко» |
21 | Звук «И» и буква И | Знакомство с буквой И | Написание буквы И. Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово» |
22 | Закрепление пройденного материала | Объяснение заданий | Твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Кто больше». Чтение предложения. |
23 | Звук «Г-ГЬ», «К - КЬ», буквы К-Г. | Знакомство с буквами Г-К | Написание букв Г,К в клетке. Чтение слогов. Игра «Слово, схема». Составление предложения и его графическая запись. Игра: «Определи звук в слове»; «Найди Г-К». |
24 | Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», буквы Д-Т | Знакомство с буквами Д-Т | Написание букв Д-Т в клетке, чтение слогов, предложения. Игра: «Узнай, какой звук потерялся», «Прочитай слоги и запиши их»; «Допиши букву Д, прочитай слова» |
25 |
Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы В-Ф. |
Знакомство с буквами В-Ф | Написание букв В-Ф, чтение слогов, слов. Запись слов знаками, фонетический разбор слов. Игра: «Найдите звуки «В-Ф» в словах»; «Собери буквы, назови ежа»; «На что похожа буква В». |
26 | Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы З-С | Знакомство с буквами С-З | Написание букв З-С. Чтение слогов «Звуковая незабудка», слов предложений. Фонетический разбор слов. Игры: «Запиши слоги в таблицу»; «Напиши букву, которая спряталась в словах». |
27 | Звуки «Х-ХЬ», буква Х. | Знакомство с буквой Х | Написание буквы Х, чтение слогов, слов, предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение». |
28 | Звуки «Х-ХЬ», буква Х | Знакомство с буквами Б-П, | написание букв Б-П, чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение предложений. |
29 | Звуки «Ж-Ш» и буквы Ж-Ш | Знакомство с буквами Ж-Ш | Написание букв Ж-Ш. Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема». Запись и чтение слов |
30 | Звуки «Ч-Щ» и буквы Ч-Щ. | Знакомство с буквами Ч-Щ | Написание букв Ч-Щ, чтение слогов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Фонетический разбор слов |
31 | Звук «Ц» и буква Ц. | Знакомство с буквой Ц | Написание буквы Ц. Чтение слогов, стихотворения. Игры «Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались». |
32 | Звук «Й» и буква Й | Знакомство с буквой Й | Написание буквы Й. Чтение слогов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема» |
33 | Буква Ь, написание буквы Ь. | Знакомство с буквой Ь | Чтение слов, стихотворения, фонетический разбор слов. Игры «Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши слово». |
34 | Буква Ъ, написание буквы Ъ. | Знакомство с буквой Ъ | Чтение слов, стихотворения. Игры «Слово, схема», «Звук, буква, слово», «Найди букву» |
35 | Закрепление пройденного материала | Объяснение заданий | Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки» |
36 | Закрепление пройденного материала | Чтение стихотворения, знакомство с алфавитом. |
«Повтори алфавит», «Назови слова на букву», «Составь предложение по картинке» |
37 | Веселый алфавит (занятие на свежем воздухе) | Объяснение упражнений, игр |
Упражнение «Найдите слова на звук …» Упражнение «Найдите предметы вокруг похожие на буквы» Задание «Составьте предложение о данном объекте» |
38 |
Формы контроля Открытое занятие «Фея букв» Итоговая диагностика |
Объяснение выполнения правил заданий, упражнений, игр. |
Выполнение заданий «Посмотри на картинки и составь предложение», «Определи, какой звук назван и раскрась соответствующим цветом квадрат» «Посмотри на предложение и напиши так же» «Где спрятался звук» «Определи ударный звук» |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»