"АБВГДейка"
Данная программа предлагает систему занятий, способствующую интеллектуальному развитию пространственного мышления, формированию логических приемов умственных действий и конструктивных умений. В данной программе используются нововведения в формах диагностики, которые помогают воспитывать навык самоконтроля и самооценки. Основные методы, которые используются в данной дополнительной программе – это практический метод, метод дидактических игр и метод моделирования. В процесс реализации программы включены такие воспитательные практики как, кейс-технологии и марафон идей.
В программе используется методика К.Шевелева, которая развивает логические умственные действия при помощи анализа, синтеза, сравнения, обобщения, моделирования, систематизации. На протяжении реализации всей программы обущающиеся работают по алгоритму, заполняют различные таблицы, зашифровывают и расшифровывают слова. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность 30 минут. Занятия проводятся с сентября по июнь.
39 учебных занятий.
Программа занятий
Месяц | Тема | Теория | Практика |
Сентябрь | №1 Вводная беседа «Вот и стали мы на год взрослей» |
Создать интерес к математической науке. | Вводный графический диктант, игра «Считалочка», игра «Данетка» |
№2 Вводная диагностика |
Форма контроля «Тестирование» Определить уровень имеющихся знаний. |
1. Графический диктант 2.. Реши примеры 3. найди на картинке самого высокого мальчика, раскрась его одежду в синий цвет. А одежду самого низкого мальчика в зеленый цвет.4. в какую норку бежит мышонок, отметь путь красным карандашом, пользуясь планом 4. реши неравенства 5. логическая задача 6. ориентировка в пространстве |
|
№3 Счет предметов |
Учить разгадывать ребусы используя шифр; закрепить умение соотносить количество предметов с нужной цифрой; умение отчитывать клетки, рисуя по образцу. | 1. Продолжи графический диктант 2. Сосчитай и запиши ответы: сколько бабочек, стрекоз, насекомых? 3. Ребус «Кем работают родители у детей» 4. Раскрась второй квадрат, как и первый; третий придумай сам. 5. Расшифруй клички кота и щенка, используя шифр 6. Нарисуй четвертую картинку |
|
№4 Число 11, цифра 11 |
Познакомить детей с числом 11 и цифрой 11; умение соотносить множество предметов с нужной цифрой; решать неравенство дух чисел; закреплять порядковый счет и отчет предметов | 1. Продолжи графический диктант 2. Обведи линией 11 снежинок 3. Реши примеры и проведи линии от детей к транспорту 4. Соотнеси количество предметов с нужной цифрой 5. Сравни числа <,>,= 6. Графический диктант по клеткам |
|
Октябрь | №5 Логические задачи «Кому что нужно» |
Закрепить знание числа 11 и цифры 11; знакомство с составом числа 11 из двух меньших; решение арифметических примеров со знаками + и | 1. Положи в коробку 11 пуговиц 2. Реши примеры 3. Дорисуй недостающие части к предмету справа 4. Состав числа 11 из двух меньших единиц 5. Проведи линии от животных к принадлежащим им предметам, объясни свой выбор. |
№6 Ориентировка в пространстве (Прыгуны) |
Совершенствовать умение рисовать по клеткам, используя образец; закрепить умение соотносить цвет с нужной цифрой; закрепить числовой ряд от 1 до 11; формировать умение решать математические логические задачи | 1. Нарисуй цветок по образцу 2. Покажи какие ручьи втекают в реку, а какие вытекают 3. Каждому числу соответствует определенный цвет квадрата. Раскрась квадраты 4. Части цыпленка раскрась в нужные цвета 5. Соедини линией числа от 1 до 11 |
|
№7 Число 12, цифра 12 |
Познакомить детей с числом 12 и цифрой 12; умение соотносить множество предметов с цифрой 12; совершенствовать умение работать с таблицей используя шифр; формировать умение работать с картой по плану | 1. Продолжи графический диктант 2. Раскрась 12 книг на полке 3. Узнай название животного используя шрифт «Ребус» 4. Сравни числа <,>,= 5. Работа с планом «Пиратский клад» |
|
№8 Истина, ложь |
Формировать умение соотносить отчитывать предметы до 12, находить ошибки в задании; знакомство с составом числа 12 из двух меньших; решение арифметических примеров со знаками + и | 1. Проверь сколько корабликов сделали ребята (12) 2. Реши примеры 3. Состав числа 12 из двух меньших единиц 4. Обведи по линиям все предметы и раскрась их |
|
Ноябрь | №9 Ориентировка в пространстве «Колобок спешит домой» |
Продолжать формировать умение решать ребусы «Проведи колобка по дороге к дому»; умение отчитывать клетки, рисуя по образцу; учить работать с шахматным квадратом; познакомить с четными и нечетными числами | 1. Помоги колобку добраться до дома по лабиринту 2. Раскрась квадраты: желтый А1,В3,Б4;синий А4, Б2,Г1 3. Нарисуй собачку по образцу 4. Сосчитай сколько цветов на картинке, сколько клумб 5. Зачеркни все четные числа, назови нечетные |
№10 Число 13, цифра 13 |
Познакомить детей с числом 13 и цифрой 13; умение соотносить множество предметов с цифрой 13; решение графического диктанта; умение отчитывать предметы, закрашивая в нужный цвет; умение решать неравенства используя знаки Сравни числа <,>,= | 1. Продолжи графический диктант 2. Закрась 13 сосулек 3. Соедини линиями предметы подходящие по смыслу 4. Расставь знаки, сравни числа <,>,= 5. Соедини детенышей с мамами |
|
№11 Ромб |
Познакомить детей с геометрической фигурой «Ромб», находить стороны, углы, вершины; знакомство с составом числа 13 из двух меньших | 1. Продолжи графический диктант 2. Положи 13 марок в альбом 3. Реши примеры 4. Состав числа 13 их двух меньших чисел 5. Проведи линии по штрихам, назови стороны, вершины, углы |
|
№12 Логические задачи (дорисуй не достающие предметы) |
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги (слева, справа); дорисовывать недостающие предметы, используя логику; закрепить умение соотносить число 12 с нужным количеством предметов; умение соотносить животных с их тенями; умение расшифровывать ребус используя цвет и буквы | 1. Нарисуй предмет по образцу 2. Покажи левый-правый берег. сколько берез на разных берегах 3. Дорисуй не достающие предметы в детском лото 4. Раскрась отдельные части ромба в нужные цвета 5. Ребус «Расшифруй название месяца» |
|
№13 Число 14, цифра 14 |
Познакомить детей с числом 14 и цифрой 14; умение соотносить множество предметов с цифрой 14; совершенствовать умение работать с таблицей, дорисовывая недостающие картинки; закрепить умение соотносить цифры 12, 13, 14 с нужным количеством предметов; умение решать неравенства и используя знаки <,>,= |
1. продолжи графический диктант 2. Закрась 14 мыльных пузырей. Сколько осталось не закрашенных? 3. Заполни таблицу, соблюдая закономерность 4. соотноси цифры 12, 13, 14 с нужным количеством предметов; 5. Реши неравенства и используя знаки <,>,= |
|
Декабрь | №14 Трапеция | Познакомить с составом числа 14 из двух меньших; закрепить умение решать примеры со знаками + и -; познакомить с геометрической фигурой «Трапеция», умение считать углы, стороны, вершины | 1. Реши примеры 2. Расскажи и покажи откуда двигается транспорт 3. Состав числа 14 из двух меньших чисел 4. Проведи линии по штрихам трапеции, назови стороны, углы, 5. Покажи предметы, имеющие форму трапеции |
№15 Ориентировка во времени (что сначала, что потом) |
Закрепить умение сравнивать предметы до трех по размеру, весу, силе, тяжести; умение находить лишний предмет во множестве предметов; видеть последовательность в серии картинок; совершенствовать работу с таблицей - умение зашифровывать; | 1. Дорисуй гусеницу и раскрась ее 2. Расшифруй название любимой игры 3. Проведи линии от детей к любимым мультфильмам, решив примеры 4. Зачеркни лишний предмет 5. Назови геометрические фигуры(трапеция, ромб) |
|
№16 Промежуточный мониторинг Занятие «Пройди квест» |
Промежуточный мониторинг. Форма контроля «Пройди квест» |
Графический диктант 2.. Реши примеры 3. найди на картинке самого высокого мальчика, раскрась его одежду в синий цвет. А одежду самого низкого мальчика в зеленый цвет.4. в какую норку бежит мышонок, отметь путь красным карандашом, пользуясь планом 4. реши неравенства 5. логическая задача 6. ориентировка в пространстве |
|
Январь | №17 Число 15, цифра 15 |
Познакомить детей с числом 15 и цифрой 15; умение соотносить множество предметов с цифрой 15; закрепить умение ориентироваться выше, ниже, между, раньше, позже; закрепить умение различать виды транспорта (воздушный, наземный, водный); умение решать неравенства и используя знаки <,>,= | 1. Счет десятками 2. Впиши недостающие цифры 3. Сравни две картинки 4. Графический диктант под диктовку 5. Назови геометрические фигуры |
№18 Параллелограмм |
Познакомить с составом числа 15 из двух меньших; закрепить умение решать примеры со знаками + и -; познакомить с геометрической фигурой «Параллелограмм», умение считать углы, стороны, вершины и сравнивать с другими геометрическими фигурами ( трапеция, ромб) | 1. Продолжи графический диктант 2. Реши примеры 3. Нарисуй самолет по образцу 4. Состав числа 15 из двух меньших 5. Проведи линии по штрихам, покажи стороны, углы. Назови фигуру – паралллелограм. |
|
№19 Ориентировка в пространстве (лишний предмет) |
Закрепить умение ориентироваться в пространстве: взлет, полет, посадка самолета; ближе, не далеко, не близко; закрепить умение делать обобщение, находить лишний предмет | 1. расставь кегли по местам от самой низкой до самой высокой 2. Укажи самолет, который взлетел, сел, улетел 3. У бабушки 15 рублей, что она купит на эти деньги 4. В каждом ряду найдите лишний предмет 5. Впиши пропущенные числа |
|
Февраль | №20 Число 16, цифра 16 |
Познакомить детей с числом 16 и цифрой 16; умение соотносить множество предметов с цифрой 16; совершенствовать умение работать с таблицей; совершенствовать навыки умения решать неравенства и используя знаки <,>,= | 1. Продолжи графический диктант 2. Обведи 16 пчел, сколько осталось пчел 3. Заполни таблицу соблюдая цвет и картинку 4. Положи 1,3,6,12 шишки в первую корзинку. 2,4,8,во вторую корзинку 5. Расставь знаки в выражениях |
№21 Многоугольник |
Познакомить с составом числа 16 из двух меньших; закрепить умение решать примеры со знаками + и -; познакомить с геометрической фигурой «Многоугольник», умение считать углы, стороны, вершины | 1. Продолжи графический диктант 2. Раскрась все морковки. Сколько морковок раскрасили 3. Реши примеры 4. Расставь цифры «Что в начале, что потом» 5. Нарисуй уточку по образцу 6. Состав числа 16 из двух меньших единиц 7. Обведи линии, назови многоугольники |
|
№22 Ориентировка во времени (угадай по смыслу) |
Уметь дорисовывать объекты находя их по смыслу; решение логических задач | 1. Сосчитай сколько голубей, ворон, воробьев на картинке, сколько птиц всего. 2. Внутри квадрата нарисуй картинку, подходящую по смыслу 3. Реши примеры и соедини ребенка с картиной, которую он рассматривает 4. В каждой машине едут 4 ребенка, могут ли все дети уехать 5. Проведи линии от мячей в нужные круги, ориентируясь на их цвет |
|
№23 Число 17, цифра 17 |
Познакомить детей с числом 17 и цифрой 17; умение соотносить множество предметов с цифрой 17; совершенствовать умение работать с таблицей; совершенствовать навыки умения решать неравенства и используя знаки <,>,= | 1. Продолжи графический диктант 2. Положи 17 скрепок в коробку 3. Заполни таблицу, соблюдая логику рисунков 4. Раскрась у забора каждую вторую в желтый цвет, каждую третью в синий 5. Расставь знаки в выражениях |
|
Март | №24 Ориентировка в пространстве (необычный шрифт) |
Познакомить с составом числа 17 из двух меньших; совершенствовать умение работать с таблицей, используя шифр | 1. Продолжи графический диктант 2. Сосчитай шурупы для комода. Шурупы закрученные почасовой стрелке закрась в зеленый цвет, против часовой стрелки в синий 3. Реши примеры 4. Ребус «Расшифруй название города» 5. Состав числа 17 из двух меньших |
№25 Логические задачи конструктор) |
Закрепить умение узнавать и называть геометрические фигуры: ромб, трапецию, параллелограмм, многоугольник; учить детей делить предметы на группы по одному признаку и объединять в подгруппу по двум признакам; уметь находить объект по заданию отрицанию | 1. Сосчитай сколько бабочек, стрекоз, жуков, сколько всего 2. Головоломка «Сколько стоит каждая игрушка 3. Назови геометрические фигуры 4. В коробку входит 17 кубиков. Проверь 5. Проведи линии от каждого предмета в нужные круги |
|
№26 Число 18, цифра 18 |
Познакомить детей с числом 18 и цифрой 18; умение соотносить множество предметов с цифрой 18; совершенствовать умение работать с планом; совершенствовать умение работать с таблицей; совершенствовать навыки умения решать неравенства и используя знаки <,>,= | 1. Продолжи графический диктант 2. Раскрась в синий цвет 18 льдин 3. В какой город идет Илья Муромец, двигаясь по плану? 4. Расставь номера карандашей, ориентируясь на цвет 5. Расставь знаки в числовых выражениях |
|
№27 Ориентировка в пространстве (примеры) |
Закреплять умение находить место положения объекта по отношению к другому объекту; Познакомить с составом числа 18 из двух меньших; закрепить умение рисовать по клеткам по образцу; | 1. Продолжи графический диктант 2. Раскрась все капельки дождя, сосчитай их 3. Реши примеры 4. Определи где находится кубик по отношению к коробке. 5. Нарисуй ключ по образцу 6. Состав числа 18 |
|
№28 Отрицание |
Совершенствовать умение заполнять таблицу используя замену знаков; совершенствовать умение работать с планом; учить находить четные и нечетные числа | 1. Продолжи графический диктант 2. Нарисуй вторую таблицу, выполнив замену 3. Сосчитай сколько чашек, блюдец, тарелок на картинке. Сколько всего посуды 4. Закрась самую длинную дорожку в желтый цвет, среднюю в красный, короткую в синий, решив примеры 5. К кому летит Баба Яга, если двигаться по плану 6. Зачеркни все нечетные числа, назови четные числа |
|
Апрель | №29 Число 19, цифра 19 |
Познакомить детей с числом 19 и цифрой 19; умение соотносить множество предметов с цифрой 19; совершенствовать навыки умения решать неравенства и используя знаки <,>,= | 1. Продолжи графический диктант 2. Раскрась 19 конфет 3. Дорисуй картинки в таблице по смыслу 4. Соедини линиями 6,8,12 скрепки 5. Расставь знаки в числовых выражениях |
№30 Дорисовывание |
Закрепить умение решать примеры со знаками + и -; познакомить с составом числа 19 из двух меньших; формировать умение рисовать маршрут по клеткам, выполняя графический диктант | 1. Продолжи графический диктант 2. Раскрась ветку с 18 листьями в зеленый цвет, с 19 в коричневый 3. Реши примеры 4. Дорисуй второго котика 5. Графический диктант по клеткам 6. Состав числа 19 |
|
№31 Логические задачи (подарок) |
Закрепить прямой и обратный счет до 20, уметь записывать пропущенные цифры; уметь работать с таблицей и по плану | 1. Продолжи графический диктант 2. Раскрась цветы так, чтобы они были одинаковыми 3. Поместятся ли в ящике 19 помидор? 4. Запиши пропущенные числа 5. Нарисуй жука по образцу 6. Автомобилист движется по плану. Отметь путь красным карандашом |
|
№32 Число 20, цифра 20 |
Познакомить детей с числом 20 и цифрой 20; умение соотносить множество предметов с цифрой 20; закрепить умение решать примеры со знаками + и -; уметь группировать предметы по свойству материала; умение находить картинку по смыслу | 1. Продолжи графический диктант 2. Обведи линией 20 птиц 3. Проведи линии от предметов в нужные круги 4. Сосчитай, сколько точек на картинке. Назови точки, соединенные линией 5. Реши примеры |
|
Май | №33 Ориентировка в пространстве (колесо обозрения) |
Закрепить умение решать примеры со знаками + и -; познакомить с составом числа 20 из двух меньших; закреплять умение присчитывать и отчитывать предметы; уметь ориентироваться в пространстве от объекта: за деревом, у дерева, на дереве, перед деревом | 1. Продолжи графический диктант 2. Войдут ли все дети на колесо обозрения, входит всего 20 детей 3. Реши примеры 4. Нарисуй чашку по образцу 5. Состав числа 20 |
№34 Повторение изученного (работа над ошибками) |
Уметь классифицировать птиц, насекомых, рыб, заносить их в свое сообщество; уметь видеть ошибки в заданиях на равенство и неравенство чисел и устранять их; уметь находить неверные ответы в примерах и обозначать их красным цветом; развивать умение находить и называть у геометрических фигур вершины, стороны, углы; уметь рисовать предмет по клеткам, используя образец | 1. Назови все нарисованные предметы, размести их в нужных кругах 2. Проверь не равенство 3. Каждой змее поставь нужный номер от самой короткой до самой длинной 4. Нарисуй яблоко и грушу по образцу 5. В каждом ряду зачеркни лишний предмет 6. Покажи и назови все известные тебе геометрические фигуры |
|
№ 35 Пирамида. Конус. Цилиндр | Формировать умения находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра. Закрепление представлений о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. | Найди предметы, напоминающие по форме пирамиду, конус, цилиндр, и проведи линии. 2. Найди правильную фотографию пирамиды, конуса, цилиндра. 3.Составь по рисункам схемы и допиши равенства. 4.Что неизвестно в каждом равенстве часть или целое? 5. Есть ли здесь одинаковые коврики? Что в них похожего? |
|
№ 36 Символы | Познакомить детей с образованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, величина). Закрепление представлений о составе чисел 8,9 и 10, умения ориентироваться по плану. | 1. Как ты думаешь, какую погоду обозначают эти символы? 2. Обозначь символами размер, цвет и форму фигур 3. Догадайся, какие фигуры не нарисовал художник. Нарисуй. 4. Вставь пропущенные числа. |
|
Июнь | № 37 Повторение | Закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления. Повторение количественного и порядкового счета, цифр 0-9, о составе чисел в пределах 10. | Какие цифры спрятались в рисунках? 2. Разбей на группы и запиши все возможные равенства. 3. На какие части разбито число 5 4. Засели домики числами 5. Найди и исправь ошибки 6. Раскрась |
№ 38 Повторение | Повторить сравнения чисел на наглядной основе, взаимосвязи целого и частей, составе чисел в пределах 10. Закрепление представлений о символах, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке | Каких предметов больше, а каких меньше? 2. Составь по картинкам рассказы. 3. Вставь пропущенные числа. Что ты замечаешь? 4. Дорисуй на пустых фишках недостающие точки. 5. Поставь вместо звездочек знак + или -. |
|
№39 Открытое занятие для родителей «Мы все знаем и умеем» |
Итоговый мониторинг. Форма контроля Открытое занятие для родителей «Мы все знаем и умеем» |
Графический диктант 2.. Реши примеры 3. найди на картинке самого высокого мальчика, раскрась его одежду в синий цвет. А одежду самого низкого мальчика в зеленый цвет.4. в какую норку бежит мышонок, отметь путь красным карандашом, пользуясь планом 4. реши неравенства 5. логическая задача 6. ориентировка в пространстве |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»