"Занимательная математика"

Воспитатель высшей категории Каранина Оксана Владимировна.
Воспитатель высшей категории
Каранина Оксана Владимировна

Данная программа  предлагает систему занятий, способствующую интеллектуальному развитию пространственного мышления, формированию логических приемов умственных действий и конструктивных умений. В данной программе используются нововведения в формах диагностики, которые помогают воспитывать навык самоконтроля и самооценки. Основные методы, которые используются в данной дополнительной программе – это практический метод, метод дидактических игр и метод моделирования. В процесс реализации программы включены такие воспитательные практики как, кейс-технологии и марафон идей.

В программе используется  методика К.Шевелева, которая развивает логические умственные действия при помощи анализа, синтеза, сравнения, обобщения, моделирования, систематизации. На протяжении реализации всей программы обущающиеся работают по алгоритму, заполняют различные таблицы, зашифровывают и расшифровывают слова. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность 30 минут. Занятия проводятся с сентября по июнь.
39    учебных занятий.
 

Программа занятий

Месяц Тема Теория Практика
Сентябрь №1  
Вводная беседа «Вот и стали мы на год взрослей»
 
Создать  интерес к математической науке. Вводный графический диктант, игра «Считалочка», игра «Данетка»
№2 
Вводная диагностика
 
Форма контроля «Тестирование» 
Определить уровень имеющихся знаний.
 
1. Графический диктант
2.. Реши примеры
3. найди на картинке самого высокого мальчика, раскрась его одежду в синий цвет. А одежду самого низкого мальчика в зеленый цвет.4. в какую норку бежит мышонок, отметь путь красным карандашом, пользуясь планом
4. реши неравенства
5. логическая задача
6. ориентировка в пространстве
 
№3 
Счет предметов
 
Учить разгадывать ребусы используя шифр; закрепить умение соотносить количество предметов с нужной цифрой; умение отчитывать клетки, рисуя по образцу. 1.    Продолжи графический диктант
2.    Сосчитай и запиши ответы: сколько бабочек, стрекоз, насекомых?
3.    Ребус «Кем работают родители у детей»
4.    Раскрась второй квадрат, как и первый; третий придумай сам.
5.    Расшифруй клички кота и щенка, используя шифр
6.    Нарисуй четвертую картинку
 
№4   
 Число 11, цифра 11
 
Познакомить детей с числом 11 и цифрой 11; умение соотносить множество предметов с нужной цифрой; решать неравенство дух чисел; закреплять порядковый счет и отчет предметов 1. Продолжи графический диктант
2. Обведи линией 11 снежинок
3. Реши примеры и проведи линии от детей к транспорту
4. Соотнеси количество предметов с нужной цифрой
5. Сравни числа <,>,=
6. Графический диктант по клеткам
 
Октябрь №5 
Логические задачи «Кому что нужно»
 
Закрепить знание числа 11 и цифры 11; знакомство с составом числа 11 из двух меньших; решение арифметических  примеров со знаками + и  1. Положи в коробку 11 пуговиц
2. Реши примеры
3. Дорисуй недостающие части к предмету справа
4. Состав числа 11 из двух меньших единиц
5. Проведи линии от животных к принадлежащим им предметам, объясни свой выбор.
 
№6  
 Ориентировка в пространстве (Прыгуны)
 
Совершенствовать умение рисовать по клеткам, используя образец; закрепить умение соотносить цвет с нужной цифрой; закрепить числовой ряд от 1 до 11; формировать умение решать математические логические задачи 1. Нарисуй цветок по образцу
2. Покажи какие ручьи втекают в реку, а какие вытекают
3. Каждому числу соответствует определенный цвет квадрата. Раскрась квадраты
4. Части цыпленка раскрась в нужные цвета
5. Соедини линией числа от 1 до 11
 
№7  
Число 12, цифра 12
 
Познакомить детей с числом 12 и цифрой 12; умение соотносить множество предметов с цифрой 12; совершенствовать умение работать с таблицей используя шифр; формировать умение работать с картой по плану 1. Продолжи графический диктант
2. Раскрась 12 книг на полке
3. Узнай название животного используя шрифт «Ребус»
4. Сравни числа <,>,=
5. Работа с планом «Пиратский клад»
 
№8  
Истина, ложь
 
Формировать умение соотносить отчитывать предметы до 12, находить ошибки в задании; знакомство с составом числа 12 из двух меньших; решение арифметических  примеров со знаками + и  1. Проверь сколько корабликов сделали ребята (12)
2. Реши примеры
3. Состав числа 12 из двух меньших единиц
4. Обведи по линиям все предметы и раскрась их
 
Ноябрь №9 
  Ориентировка в пространстве «Колобок спешит домой»
 
Продолжать формировать умение решать ребусы «Проведи колобка по дороге к дому»; умение отчитывать клетки, рисуя по образцу; учить работать с шахматным квадратом; познакомить с четными и нечетными числами 1. Помоги колобку добраться до дома по лабиринту
2. Раскрась квадраты:
желтый А1,В3,Б4;синий А4, Б2,Г1
3. Нарисуй собачку по образцу
4. Сосчитай сколько цветов на картинке, сколько клумб
5. Зачеркни все четные числа, назови нечетные
 
№10  
 Число  13, цифра 13
 
Познакомить детей с числом 13 и цифрой 13; умение соотносить множество предметов с цифрой 13; решение графического диктанта; умение отчитывать предметы, закрашивая в нужный цвет; умение решать неравенства используя знаки Сравни числа <,>,= 1. Продолжи графический диктант
2. Закрась 13 сосулек
3. Соедини линиями предметы подходящие по смыслу
4. Расставь знаки, сравни числа <,>,=
5. Соедини детенышей с мамами
 
№11
  Ромб 
 
Познакомить детей с геометрической фигурой «Ромб», находить стороны, углы, вершины; знакомство с составом числа 13 из двух меньших 1. Продолжи графический диктант
2. Положи 13 марок в альбом
3. Реши примеры
4. Состав числа 13 их двух меньших чисел
5. Проведи линии по штрихам, назови стороны, вершины, углы
 
№12 
Логические задачи (дорисуй не достающие предметы)
 
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги (слева, справа); дорисовывать недостающие предметы, используя логику; закрепить умение соотносить число 12 с нужным количеством предметов; умение соотносить животных с их тенями; умение расшифровывать ребус используя цвет и буквы 1. Нарисуй предмет по образцу
2. Покажи левый-правый берег. сколько берез на разных берегах
3. Дорисуй не достающие предметы в детском лото
4. Раскрась отдельные части ромба в нужные цвета
5. Ребус «Расшифруй название месяца»
 
№13  
Число  14, цифра 14
 

Познакомить детей с числом 14 и цифрой 14; умение соотносить множество предметов с цифрой 14; совершенствовать умение работать с таблицей, дорисовывая недостающие картинки; закрепить умение соотносить цифры 12, 13, 14 с нужным количеством предметов; умение решать неравенства и используя знаки <,>,=

1.    продолжи графический диктант
2.    Закрась 14 мыльных пузырей. Сколько осталось не закрашенных?
3.    Заполни таблицу, соблюдая закономерность
4.    соотноси цифры 12, 13, 14 с нужным количеством предметов;
5.    Реши  неравенства и используя знаки <,>,=
 
Декабрь №14 Трапеция   Познакомить с составом числа 14 из двух меньших; закрепить умение решать примеры со знаками + и -; познакомить с геометрической фигурой «Трапеция», умение считать углы, стороны, вершины 1. Реши примеры
2. Расскажи и покажи откуда двигается транспорт
3. Состав числа 14 из двух меньших чисел
4. Проведи линии по штрихам трапеции, назови стороны, углы,
5. Покажи предметы, имеющие форму трапеции
 
№15
Ориентировка во времени (что сначала, что потом)
 
Закрепить умение сравнивать предметы до трех по размеру, весу, силе, тяжести; умение находить лишний предмет во множестве предметов; видеть последовательность в серии картинок; совершенствовать работу с таблицей - умение зашифровывать;  1. Дорисуй гусеницу и раскрась ее
2. Расшифруй название любимой игры
3. Проведи линии от детей к любимым мультфильмам, решив примеры
4. Зачеркни лишний предмет
5. Назови геометрические фигуры(трапеция, ромб)
 
№16
Промежуточный мониторинг
Занятие «Пройди квест»
 
Промежуточный мониторинг.
Форма контроля
«Пройди квест»
 
Графический диктант
2.. Реши примеры
3. найди на картинке самого высокого мальчика, раскрась его одежду в синий цвет. А одежду самого низкого мальчика в зеленый цвет.4. в какую норку бежит мышонок, отметь путь красным карандашом, пользуясь планом
4. реши неравенства
5. логическая задача
6. ориентировка в пространстве
 
Январь №17
Число 15, цифра 15
 
Познакомить детей с числом 15 и цифрой 15; умение соотносить множество предметов с цифрой 15; закрепить умение ориентироваться выше, ниже, между, раньше, позже; закрепить умение различать виды транспорта (воздушный, наземный, водный); умение решать неравенства и используя знаки <,>,= 1. Счет десятками
2. Впиши недостающие цифры
3. Сравни две картинки
4. Графический диктант под диктовку
5. Назови геометрические фигуры
 
№18
Параллелограмм 
 
Познакомить с составом числа 15 из двух меньших; закрепить умение решать примеры со знаками + и -; познакомить с геометрической фигурой «Параллелограмм», умение считать углы, стороны, вершины и сравнивать с другими геометрическими фигурами ( трапеция, ромб) 1. Продолжи графический диктант
2. Реши примеры
3. Нарисуй самолет по образцу
4. Состав числа 15 из двух меньших
5. Проведи линии по штрихам, покажи стороны, углы. Назови фигуру – паралллелограм.
 
№19
Ориентировка в пространстве (лишний предмет)
 
Закрепить умение ориентироваться в пространстве: взлет, полет, посадка самолета; ближе, не далеко, не близко; закрепить умение делать обобщение, находить лишний предмет 1.    расставь кегли по местам от самой низкой до самой высокой
2.    Укажи самолет, который взлетел, сел, улетел
3.    У бабушки 15 рублей, что она купит на эти деньги
4.    В каждом ряду найдите лишний предмет
5.    Впиши пропущенные числа
 
Февраль №20
Число 16, цифра 16 
 
Познакомить детей с числом 16 и цифрой 16; умение соотносить множество предметов с цифрой 16; совершенствовать умение работать с таблицей; совершенствовать навыки умения решать неравенства и используя знаки <,>,= 1. Продолжи графический диктант
2. Обведи 16 пчел, сколько осталось пчел
3. Заполни таблицу соблюдая цвет и картинку
4. Положи 1,3,6,12 шишки в первую корзинку. 2,4,8,во вторую корзинку
5. Расставь знаки в выражениях
 
№21
 Многоугольник 
 
Познакомить с составом числа 16 из двух меньших; закрепить умение решать примеры со знаками + и -; познакомить с геометрической фигурой «Многоугольник», умение считать углы, стороны, вершины 1. Продолжи графический диктант
2. Раскрась все морковки. Сколько морковок раскрасили
3. Реши примеры
4. Расставь цифры «Что в начале, что потом»
5. Нарисуй уточку по образцу
6. Состав числа 16 из двух меньших единиц
7. Обведи линии, назови многоугольники
 
№22
Ориентировка во времени
(угадай по смыслу)
 
Уметь дорисовывать объекты находя их по смыслу; решение логических задач 1. Сосчитай сколько голубей, ворон, воробьев на картинке, сколько птиц всего.
2. Внутри квадрата нарисуй картинку, подходящую по смыслу
3. Реши примеры и соедини ребенка с картиной, которую он рассматривает
4. В каждой  машине едут 4 ребенка, могут ли все дети уехать
5. Проведи линии от мячей в нужные круги, ориентируясь на их цвет
 
№23
 Число 17, цифра 17
 
Познакомить детей с числом 17 и цифрой 17; умение соотносить множество предметов с цифрой 17; совершенствовать умение работать с таблицей; совершенствовать навыки умения решать неравенства и используя знаки <,>,= 1. Продолжи графический диктант
2. Положи 17 скрепок в коробку
3. Заполни таблицу, соблюдая логику рисунков
4. Раскрась у забора каждую вторую в желтый цвет, каждую третью в синий
5. Расставь знаки в выражениях
 
Март №24
Ориентировка в пространстве (необычный шрифт)
 
Познакомить с составом числа 17 из двух меньших; совершенствовать умение работать с таблицей, используя шифр 1. Продолжи графический диктант
2. Сосчитай шурупы для комода. Шурупы закрученные почасовой стрелке закрась в зеленый цвет, против часовой стрелки в синий
3. Реши примеры
4. Ребус «Расшифруй название города»
5. Состав числа 17 из двух меньших
 
№25
Логические задачи конструктор)
 
Закрепить умение узнавать и называть геометрические фигуры: ромб, трапецию, параллелограмм, многоугольник; учить детей делить предметы на группы по одному признаку и объединять в подгруппу по двум признакам; уметь находить объект по заданию отрицанию 1. Сосчитай сколько бабочек, стрекоз, жуков, сколько всего
2. Головоломка «Сколько стоит каждая игрушка
3. Назови геометрические фигуры
4. В коробку входит 17 кубиков. Проверь 
5. Проведи линии от каждого предмета в нужные круги
 
№26
 Число 18, цифра 18
 
Познакомить детей с числом 18 и цифрой 18; умение соотносить множество предметов с цифрой 18; совершенствовать умение работать с планом; совершенствовать умение работать с таблицей; совершенствовать навыки умения решать неравенства и используя знаки <,>,= 1. Продолжи графический диктант
2. Раскрась в синий цвет 18 льдин
3. В какой город идет Илья Муромец, двигаясь по плану?
4. Расставь номера карандашей, ориентируясь на цвет
5. Расставь знаки в числовых выражениях
 
№27
Ориентировка в пространстве (примеры)
 
Закреплять умение находить место положения объекта по отношению к другому объекту; Познакомить с составом числа 18 из двух меньших; закрепить умение рисовать по клеткам по образцу; 1.    Продолжи графический диктант
2.    Раскрась все капельки дождя, сосчитай их
3.    Реши примеры
4.    Определи где находится кубик по отношению к коробке.
5.    Нарисуй ключ по образцу
6.    Состав числа 18 
№28
Отрицание 
 
Совершенствовать умение заполнять таблицу используя замену знаков; совершенствовать умение работать с планом; учить находить четные и нечетные числа 1.    Продолжи графический диктант
2.    Нарисуй вторую таблицу, выполнив замену
3.    Сосчитай сколько чашек, блюдец, тарелок на картинке. Сколько всего посуды
4.    Закрась самую длинную дорожку в желтый цвет, среднюю в красный, короткую в синий, решив примеры
5.    К кому летит Баба Яга, если двигаться по плану
6.    Зачеркни все нечетные числа, назови четные числа
 
Апрель №29
Число 19, цифра 19
 
Познакомить детей с числом 19 и цифрой 19; умение соотносить множество предметов с цифрой 19; совершенствовать навыки умения решать неравенства и используя знаки <,>,= 1.    Продолжи графический диктант
2.    Раскрась 19 конфет
3.    Дорисуй картинки в таблице по смыслу
4.    Соедини линиями 6,8,12 скрепки
5.    Расставь знаки в числовых выражениях
 
№30
Дорисовывание
 
Закрепить умение решать примеры со знаками + и -; познакомить с составом числа 19 из двух меньших; формировать умение рисовать маршрут по клеткам, выполняя графический диктант 1.    Продолжи графический диктант
2.    Раскрась ветку с 18 листьями в зеленый цвет, с 19 в коричневый
3.    Реши примеры
4.    Дорисуй второго котика
5.    Графический диктант по клеткам
6.    Состав числа 19
№31 
Логические задачи (подарок)
 
Закрепить прямой и обратный счет до 20, уметь записывать пропущенные цифры; уметь работать с таблицей и по плану 1.    Продолжи графический диктант
2.    Раскрась цветы так, чтобы они были одинаковыми
3.    Поместятся ли в ящике 19 помидор?
4.    Запиши пропущенные числа
5.    Нарисуй жука по образцу
6.    Автомобилист движется по плану. Отметь путь красным карандашом
 
№32
Число 20, цифра 20
 
Познакомить детей с числом 20 и цифрой 20; умение соотносить множество предметов с цифрой 20; закрепить умение решать примеры со знаками + и -; уметь группировать предметы по свойству материала; умение находить картинку по смыслу 1.    Продолжи графический диктант
2.    Обведи линией 20 птиц
3.    Проведи линии от предметов в нужные круги
4.    Сосчитай, сколько точек на картинке. Назови точки, соединенные линией
5.    Реши примеры
Май №33
Ориентировка в пространстве (колесо обозрения)
 
Закрепить умение решать примеры со знаками + и -; познакомить с составом числа 20 из двух меньших; закреплять умение присчитывать и отчитывать предметы; уметь ориентироваться в пространстве от объекта: за деревом, у дерева, на дереве, перед деревом 1. Продолжи графический диктант
2. Войдут ли все дети на колесо обозрения, входит всего 20 детей
3. Реши примеры
4. Нарисуй чашку по образцу
5. Состав числа 20
№34
Повторение изученного (работа над ошибками)
 
Уметь классифицировать птиц, насекомых, рыб, заносить их в свое сообщество; уметь видеть ошибки в заданиях на равенство и неравенство чисел и устранять их; уметь находить неверные ответы в примерах и обозначать их красным цветом; развивать умение находить и называть у геометрических фигур вершины, стороны, углы; уметь рисовать предмет по клеткам, используя образец 1. Назови все нарисованные предметы, размести их в нужных кругах
2. Проверь не равенство
3. Каждой змее поставь нужный номер от самой короткой до самой длинной
4. Нарисуй яблоко и грушу по образцу
5. В каждом ряду зачеркни лишний предмет
6. Покажи и назови все известные тебе геометрические фигуры
 
№ 35 Пирамида. Конус. Цилиндр  Формировать умения находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра. Закрепление представлений о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. Найди предметы, напоминающие по форме пирамиду, конус, цилиндр, и проведи линии.
2. Найди правильную фотографию пирамиды, конуса, цилиндра.
3.Составь по рисункам схемы и допиши равенства.
4.Что неизвестно в каждом равенстве часть или целое?
5. Есть ли здесь одинаковые коврики? Что в них похожего?
 
№ 36 Символы  Познакомить  детей с образованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, величина). Закрепление представлений о составе чисел 8,9 и 10, умения ориентироваться по плану. 1.    Как ты думаешь, какую погоду  обозначают эти символы?
2.    Обозначь символами размер, цвет и форму фигур
3.    Догадайся, какие фигуры не нарисовал художник. Нарисуй.
4.    Вставь пропущенные числа.
 
Июнь № 37 Повторение  Закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления. Повторение количественного и порядкового счета, цифр 0-9, о составе чисел в пределах 10. Какие цифры спрятались в рисунках?
2.    Разбей на группы и запиши все возможные равенства.
3.    На какие части разбито число 5
4.    Засели домики числами
5.    Найди и исправь ошибки
6.    Раскрась
 
№ 38 Повторение  Повторить сравнения чисел на наглядной основе, взаимосвязи целого и частей, составе чисел в пределах 10. Закрепление представлений о символах, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке Каких предметов больше, а каких меньше?
2. Составь по картинкам рассказы.
3. Вставь пропущенные числа. Что ты замечаешь?
4. Дорисуй на пустых фишках недостающие точки.
5. Поставь вместо звездочек знак + или -.
 
№39
Открытое занятие для родителей «Мы все знаем и умеем»
 
Итоговый мониторинг.
 Форма контроля
 Открытое занятие для родителей «Мы все знаем и умеем»
 
Графический диктант
2.. Реши примеры
3. найди на картинке самого высокого мальчика, раскрась его одежду в синий цвет. А одежду самого низкого мальчика в зеленый цвет.4. в какую норку бежит мышонок, отметь путь красным карандашом, пользуясь планом
4. реши неравенства
5. логическая задача
6. ориентировка в пространстве 
 

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie